1. Эффективная дисциплина не завязана на наказаниях
Наказание – далеко не самое основное в процессе установления дисциплины. Этот термин правильнее было бы расшифровать, как умение руководить поведением детей.
Дисциплина базируется на качестве отношений ребенка с воспитателем (учителем или родителями).
Если проявлять к детям внимание и заботу, у них зарождается доверие, привязанность и желание быть принятым. А это основы хорошего поведения и эффективной дисциплины. Очень важно убедиться, что ваши отношения строятся на взаимном уважении и отзывчивости.
Будучи учителем, Стефания Бирн-Бьянкарди поняла, что установление распорядка дня и частое общение с детьми – необходимые условия для дальнейшей совместной плодотворной работы.
Например, когда дети заходят в класс и здороваются, важно ответить каждому, чем бы ты ни был занят в этот момент. Потому что, если не обращать внимания на то, что говорит тебе ребёнок, можно очень быстро заслужить недоверие с его стороны.
Дома учитель младших классов Стефания Бирн-Бьянкарди всегда ставит будильник на 30 минут раньше того времени, когда нужно собирать в школу дочь. Она делает это для того, чтобы разбудить ее мягко, применяя на практике принципы уважения, заботы и отзывчивости.
Сначала она включает свет в комнате дочери и говорит, что пора вставать. Затем уходит по делам и возвращается через пару минут, после чего забирает одеяло и волосы с ее лица и говорит, чтобы та шла в ванную. Спустя еще какое-то время Стефания возвращается в ванную и видит свою дочь спящей, сидя на унитазе и подпирая голову руками. Она говорит девочке проснуться и чистить зубы, после чего отправляется готовить завтрак.
По словам Стефании, многие родители предпочитают вытянуть своего ребенка с кровати и силой затащить его в ванну. Но представь себе, что с тобой делает нечто подобное твоя вторая половинка. Так и до скандала не далеко, правда?
2. Эффективная дисциплина завязана на положительном подкреплении
Позитивное подкрепление можно выразить с помощью улыбки, «дать пять» или похвалить.
Нужно стараться правильно хвалить ребенка, избегая сравнивать его с другими. Лучше сравнивайте его с самим собой в прошлом, говоря о том, насколько он продвинулся в том или ином занятии. Также обрати внимание на то, как ты хвалишь. Твой тон должен быть дружелюбным, а похвала – искренней, дети очень тонко чувствуют фальшь.
Вместо «молодец» или «хороший мальчик/хорошая девочка» лучше отмечать насколько хорошо, правильно, старательно, творчески, интересно, дружелюбно поступил или сделал что-то ребенок.
Положительное подкрепление может быт материальным – наклейки, призы. Но использовать их лучше только в крайних случаях и не часто.
3. Эффективная дисциплина предполагает моделирование правильного поведения
Наряду с положительным подкреплением очень важно моделирование правильного поведения. Ведь неважно, чему ты учишь своих детей, все равно они будут вести себя как ты. Так что если хочешь, чтобы твои дети были порядочными, добрыми, неагрессивными, проследи за собой в различных жизненных ситуациях. Что ты говоришь, как ты это делаешь, как ты себя ведешь, как общаешься – дети бессознательно считывают каждую мелочь. Так что лучшее, что может сделать воспитатель для детей – это быть им хорошим примером.
Стефания Бирн-Бьянкарди рассказывает о случае из своей жизни, когда в классах для малышей она садилась на мебель, потому что она была маленькая. Это длилось до тех пор, пока она не заметила, что ее воспитанник сидит на полке. Этот случай заставил ее пересмотреть свое поведение и избавиться от этой привычки.
4. Эффективную дисциплину обеспечивает правильное руководство
Когда руководишь детьми, всегда старайся делать это прямо. Объясняй, почему нужно делать так, а не иначе, говори о причинах, в соответствии с которыми ты принимаешь решения о воспитательном процессе. Пытайся доносить свои мысли до детей так, чтобы им было максимально понятно.
Например, когда ребенок Стефани не хотел ложиться спать в положенное время, она напоминала ему о том, что в прошлый раз он проспал, потому что не лег вовремя.
5. Предотвращение – наиболее эффективная форма дисциплины
Часто какие-то проблемы можно предотвратить еще до их возникновения. Например, вместо того, чтобы в тысячный раз просить ребенка не лезть на ступеньки, поставить там специальное ограждение. Или вместо того, чтобы поднимать каждого, кто захочет помыть руки к умывальнику, поставить стул, чтобы дети сами могли это делать.
Очень важно планировать и думать о том, какие последствия может повлечь за собой то или иное твое действие. Например, не стоит брать собой в магазин маленького ребенка в то время, когда он обычно спит. Или прерывать игру малыша и заставлять его резко собираться, чтобы успеть в другой конец города через 20 минут. Ты, правда, считаешь, что он будет нормально себя вести в этой ситуации? Лучше сэкономить нервы себе и малышу и начинать собираться заранее.
Если не хочешь, чтобы дети смотрели определенные каналы или лазили по некоторым сайтам в интернете – заблокируй каналы или поставь программу родительский контроль.
Лучше предупредить ребенка заранее, что скоро вы начнете делать что-то другое или будете собираться уходить, чтобы малыш мог настроиться и плавно завершить свои занятия.
6. Когда ничего не работает, используйте временное отстранение
В классе или дома должны быть тихие уютные уголки, куда отправляют детей, когда они ведут себя неадекватно, чтобы те подумали и успокоились. Ребенок должен находиться там не больше того количества минут, сколько ему лет, только если он сам не захочет остаться дольше.
Можно организовать подобный уголок из дивана или мягкого кресла, положить туда умиротворяющие вещи, куклы, доску для рисования, конструктор, пазл, фотоальбом или несколько книг.
После того, как время пребывания подойдет к концу, ребенка нужно спросить, знает ли он причину, по которой его сюда отправили, если нет – то объяснить, а затем помочь найти лучшие пути решения возникших проблем.
Этот метод работает лучше, чем негативное подкрепление – наказания, шлепки и ругань. Последнее работает только на первых порах, затем ребенок к ним привыкает.