«Почему ты такая злая, мама?» спросила меня Маруся сквозь рыдания. А я не злая, я просто отчаялась, устала, говоришь одно и тоже, говоришь, а тебя никто не слышит. Мне кажется, каждый человек в какой-то момент срывается. И вот самое интересное, что пока ты молчишь и терпеливо повторяешь одно и тоже, то никто не замечает, твоей терпимости и не хвалит твою выдержку.
Но стоит только дать себе слабину и высказать, все что накипело (причем за дело) — все — сразу ты злая, ужасная, да что там — просто монстр и даже в детдоме люди добрее. Главное — лицо сделать пострадальнее, чтобы мама забыла из-за чего вообще был весь праведный сыр-бор и почувствовала себя виноватой.
И если раньше я жалела, что не смогла сохранить самообладание и устроила разнос, корила себя, то постепенно, опытным путем прихожу к выводу, что это очень полезное мероприятие. Детей надо обязательно приводить в чувство и да, вот такие мощные эмоциональные всплески работают очень даже не плохо. Они сразу вспоминают, что мама не предмет интерьера, не служанка и не буддийский монах со вселенским всепрощением.
Мама — человек, со своими чувствами, маму можно обидеть, мама может взорваться. Единственное условие — они позволительны очень-очень редко. И главное, извиниться, если действительно перегнула палку, извиниться за крик и объяснить, что крик — это не злость, это признак усталости, это последняя попытка сделать так, чтобы тебя услышали.
Кстати раньше мне было как-то не по себе извиняться перед дочкой, казалось, что она уцепится за это мое извинение и будет вить веревки. Но нет — у нас получается отличный тандем — она извиняется за свои действия, я за свои и всем хорошо, и никто не чувствует себя обиженным и оскорбленным.