Несмотря на популярное мнение, что современный российский кинематограф сейчас переживает не лучшие времена и за последние годы акцент делается на количестве, а не на качестве, у нас всё-таки есть фильмы, которыми можно гордиться.
«Брат» и «Брат 2»
(1997 и 2000, Алексей Балабанов)
В фильме «Брат», как и в его продолжении, главный герой Данила Багров пытается установить справедливость всеми доступными ему средствами. Потрясающий саундтрек, неповторимая атмосфера, всенародное признание — культовые драмы Алексея Балабанова не нуждаются в особом представлении.
«Жить»
(2011, Василий Сигарев)
Человек умеет чувствовать, страдать, любить. Он умеет принять свою судьбу, даже когда та отнимает самое ценное — близких. Отнимает вместе со смыслом жизни и с желанием жить. Отнимает вместе со всем миром. Но герои фильма не готовы мириться со своими потерями. Они бросают судьбе вызов, объявляют ей войну и доходят в ней до человеческого предела.
«Изображая жертву»
(2006, Кирилл Серебренников)
Чтобы подзаработать, студент-старшекурсник Валентин устраивается в милицию на своеобразную должность — для восстановления картины преступления ему необходимо изображать жертву. Практически весь фильм мы наблюдаем за происходящим глазами главного героя. Персонажи — обычные люди со своими проблемами и недостатками. Неоднозначный фильм: он одновременно жутко печален и безумно смешон.
«Последняя сказка Риты»
(2012, Рената Литвинова)
В основе сюжета — осмысление любви тремя главными героинями. В картину мастерски выписана трагичная история любви и дружбы, показаны моменты циничного равнодушия и подлости — три женщины, три состояния души, три вечные темы: любовь, смерть и поиски счастья. И один ангел смерти, сопровождающий в иной мир души тех, кто способен любить. История, разворачивающаяся на грани реальности и запределья под саундтрек чудесной Земфиры.
«Елена»
(2011, Андрей Звягинцев)
В фильме Елена рассказана история пожилой пары, в которой муж Владимир к жене относится скорее как к прислуге, а не как к любимой женщине. Попав в больницу, где его навещает только дочь, Владимир пересматривает свое завещание, не оставляя жене Елене практически ничего, и та вынуждена решиться на отчаянные шаги.
«Кошечка»
(2009, Григорий Константинопольский)
Психологическая комедия «Кошечка» откроет вам четыре совершенно разных взгляда: младенца, успешного бизнесмена, писателя-неудачника и старухи-балерины. Каждый из них живет ожиданием великого шанса — на любовь, на успех, на справедливость. Но все истории связаны неожиданным образом.
«Водитель для Веры»
(2004, Павел Чухрай)
Это кино, полное интересных и глубоких персонажей с тяжелой судьбой, неоднозначных, совмещающих в себе кучу пороков, но остающихся честными по отношению к себе, к окружающим. Здесь есть все — любовь, борьба, эмоции и прекрасно переданная атмосфера 60-х годов. Яркая актерская работа, интересные сюжетные повороты, а кроме того — премия «Ника» за лучшую музыку.
«Мне не больно»
(2006, Алексей Балабанов)
Лирическая мелодрама, необычная, пронзительная, трогательная история любви молодого безденежного парня Миши и взрослой обеспеченной женщины Таты. Достойная работа Алексея Балабанова, наслаждение игрой восхитительной Ренаты Литвиновой и юного Александра Яценко.
«Каникулы строгого режима»
(2009, Игорь Зайцев)
История о том, как двое не самых молодых людей, Кольцов и Сумароков, волею судьбы оказались вожатыми в пионерском лагере в компании в меру энергичного руководства и не в меру энергичных детей. Все бы ничего, да только попали они туда прямо с арестантской шконки.
«Похороните меня за плинтусом»
(2008, Сергей Снежкин)
Экранизация повести Павла Санаева, отчасти автобиографической. Фильм о 8-летнем мальчике Саше Савельеве. Он живет у бабушки, потому что та не доверяет воспитание ребенка своей дочери, у которой новый муж и которая, по мнению бабушки, беспутная. Бабушка — настоящий тиран, она и мать рвут ребенка на части.
«Неадекватные люди»
(2010, Роман Каримов)
Виталий, убегая от надоедливых проблем и душевного дискомфорта, переезжает в Москву, надеясь именно здесь найти гармонию с собственным «Я». Но до состояния гармонии ему оказывается слишком далеко. С каждым днем он все сильнее убеждается, что его соседка Кристина, начальница и даже психолог — ненормальные, пошлые и странные. Но что, если проблема не только в них?
«День радио»
(2008, Дмитрий Дьяченко)
Изначально «День радио» был только спектаклем «Квартета И». Ставший популярным сюжет рассказывает о трудовых буднях московской радиостанции под названием «Как бы радио». В этом фильме — забавный сюжет, качественный юмор и потрясающая харизма знаменитого квартета.
«Возвращение»
(2003)
Неожиданно в жизни двух братьев появляется их папа, которого раньше они видели только на фотографии. Отец вырывает мальчиков из привычной жизни и везет в «поход» на остров, где остается с ними наедине. Фильм — настоящая русская драма, обволакивающая и заставляющая полностью погрузиться в свой мир. Своеобразным продолжением «Возвращения» стал второй и не менее достойный фильм Андрея Звягинцева — «Изгнание» (2007): здесь внимание состредоточено уже не на проблеме отцов и детей, а на проблемах мужчины и женщины.
«Шапито-шоу»
(2012)
Фильм разделен на 2 части: «Любовь и дружба» и «Уважение и сотрудничество». Развитие историй, объединенных одним местом и временем, происходит параллельно. «Шапито шоу» — это удивительная картина, показывающая, насколько все непредсказуемо в нашем мире. Однозначно стоит смотреть.
«О чем говорят мужчины»
(2010)
Фильм снят по мотивам спектакля «Разговоры мужчин среднего возраста о женщинах, кино и алюминиевых вилках». Отличное пособие для женщин, которые еще не догадываются, о чем говорят мужчины в компании своих друзей. Не менее достойные творения с участием «Квартета И» — фильмы «День выборов» (2007) и «День радио» (2008).
«Метро»
(2012)
Пожалуй, наиболее удачный за последнее время российский фильм-катастрофа. Масштабное строительство приводит к тому, что в одном из тоннелей метро появляется трещина. Нарушается герметичность, и поток воды сносит все на своем пути. У людей, оказавшихся в метро, не так много времени, чтобы выбраться. Здесь и зрелищность, и чувства, и драма: все, что нужно хорошему кино.
«Как я провел этим летом»
(2010)
Начальник полярной станции Сергей и молодой стажер Павел — одни на острове Аарчум, Чукотка: 6 часов по воде до большой земли. Паша ленится, подтасовывает цифры и всячески испытывает терпение Сергея. А когда вахта обоих героев подходит к концу, Павел получает страшное известие, о котором нужно сообщить, но язык не поворачивается. Картина получила три «Серебряных медведя» на Берлинском кинофестивале. Зарубежные издания отмечали, что этот фильм рассказывает о слабости человека.