Несмотря на популярное мнение, что современный российский кинематограф сейчас переживает не лучшие времена и за последние годы акцент делается на количестве, а не на качестве, у нас всё-таки есть фильмы, которыми можно гордиться.
«Брат» и «Брат 2»
(1997 и 2000, Алексей Балабанов)
В фильме «Брат», как и в его продолжении, главный герой Данила Багров пытается установить справедливость всеми доступными ему средствами.
«Жить»
(2011, Василий Сигарев)
Человек умеет чувствовать, страдать, любить. Он умеет принять свою судьбу, даже когда та отнимает самое ценное — близких. Отнимает вместе со смыслом жизни и с желанием жить. Отнимает вместе со всем миром. Но герои фильма не готовы мириться со своими потерями. Они бросают судьбе вызов, объявляют ей войну и доходят в ней до человеческого предела.
«Изображая жертву»
(2006, Кирилл Серебренников)
Чтобы подзаработать, студент-старшекурсник Валентин устраивается в милицию на своеобразную должность — для восстановления картины преступления ему необходимо изображать жертву. Практически весь фильм мы наблюдаем за происходящим глазами главного героя. Персонажи — обычные люди со своими проблемами и недостатками. Неоднозначный фильм: он одновременно жутко печален и безумно смешон.
«Последняя сказка Риты»
(2012, Рената Литвинова)
В основе сюжета — осмысление любви тремя главными героинями. В картину мастерски выписана трагичная история любви и дружбы, показаны моменты циничного равнодушия и подлости — три женщины, три состояния души, три вечные темы: любовь, смерть и поиски счастья. И один ангел смерти, сопровождающий в иной мир души тех, кто способен любить. История, разворачивающаяся на грани реальности и запределья под саундтрек чудесной Земфиры.
«Елена»
(2011, Андрей Звягинцев)
В фильме Елена рассказана история пожилой пары, в которой муж Владимир к жене относится скорее как к прислуге, а не как к любимой женщине. Попав в больницу, где его навещает только дочь, Владимир пересматривает свое завещание, не оставляя жене Елене практически ничего, и та вынуждена решиться на отчаянные шаги.
«Кошечка»
(2009, Григорий Константинопольский)
Психологическая комедия «Кошечка» откроет вам четыре совершенно разных взгляда: младенца, успешного бизнесмена, писателя-неудачника и старухи-балерины. Каждый из них живет ожиданием великого шанса — на любовь, на успех, на справедливость. Но все истории связаны неожиданным образом.
«Водитель для Веры»
(2004, Павел Чухрай)
Это кино, полное интересных и глубоких персонажей с тяжелой судьбой, неоднозначных, совмещающих в себе кучу пороков, но остающихся честными по отношению к себе, к окружающим. Здесь есть все — любовь, борьба, эмоции и прекрасно переданная атмосфера 60-х годов. Яркая актерская работа, интересные сюжетные повороты, а кроме того — премия «Ника» за лучшую музыку.
«Мне не больно»
(2006, Алексей Балабанов)
Лирическая мелодрама, необычная, пронзительная, трогательная история любви молодого безденежного парня Миши и взрослой обеспеченной женщины Таты. Достойная работа Алексея Балабанова, наслаждение игрой восхитительной Ренаты Литвиновой и юного Александра Яценко.
«Каникулы строгого режима»
(2009, Игорь Зайцев)
История о том, как двое не самых молодых людей, Кольцов и Сумароков, волею судьбы оказались вожатыми в пионерском лагере в компании в меру энергичного руководства и не в меру энергичных детей. Все бы ничего, да только попали они туда прямо с арестантской шконки.
«Похороните меня за плинтусом»
(2008, Сергей Снежкин)
Экранизация повести Павла Санаева, отчасти автобиографической. Фильм о 8-летнем мальчике Саше Савельеве. Он живет у бабушки, потому что та не доверяет воспитание ребенка своей дочери, у которой новый муж и которая, по мнению бабушки, беспутная. Бабушка — настоящий тиран, она и мать рвут ребенка на части.
«Неадекватные люди»
(2010, Роман Каримов)
Виталий, убегая от надоедливых проблем и душевного дискомфорта, переезжает в Москву, надеясь именно здесь найти гармонию с собственным «Я». Но до состояния гармонии ему оказывается слишком далеко. С каждым днем он все сильнее убеждается, что его соседка Кристина, начальница и даже психолог — ненормальные, пошлые и странные. Но что, если проблема не только в них?
«День радио»
(2008, Дмитрий Дьяченко)
Изначально «День радио» был только спектаклем «Квартета И». Ставший популярным сюжет рассказывает о трудовых буднях московской радиостанции под названием «Как бы радио». В этом фильме — забавный сюжет, качественный юмор и потрясающая харизма знаменитого квартета.
«Возвращение»
(2003)
Неожиданно в жизни двух братьев появляется их папа, которого раньше они видели только на фотографии. Отец вырывает мальчиков из привычной жизни и везет в «поход» на остров, где остается с ними наедине. Фильм — настоящая русская драма, обволакивающая и заставляющая полностью погрузиться в свой мир. Своеобразным продолжением «Возвращения» стал второй и не менее достойный фильм Андрея Звягинцева — «Изгнание» (2007): здесь внимание состредоточено уже не на проблеме отцов и детей, а на проблемах мужчины и женщины.
«Шапито-шоу»
(2012)
Фильм разделен на 2 части: «Любовь и дружба» и «Уважение и сотрудничество». Развитие историй, объединенных одним местом и временем, происходит параллельно. «Шапито шоу» — это удивительная картина, показывающая, насколько все непредсказуемо в нашем мире. Однозначно стоит смотреть.
«О чем говорят мужчины»
(2010)
Фильм снят по мотивам спектакля «Разговоры мужчин среднего возраста о женщинах, кино и алюминиевых вилках». Отличное пособие для женщин, которые еще не догадываются, о чем говорят мужчины в компании своих друзей. Не менее достойные творения с участием «Квартета И» — фильмы «День выборов» (2007) и «День радио» (2008).
«Метро»
(2012)
Пожалуй, наиболее удачный за последнее время российский фильм-катастрофа. Масштабное строительство приводит к тому, что в одном из тоннелей метро появляется трещина. Нарушается герметичность, и поток воды сносит все на своем пути. У людей, оказавшихся в метро, не так много времени, чтобы выбраться. Здесь и зрелищность, и чувства, и драма: все, что нужно хорошему кино.
«Как я провел этим летом»
(2010)
Начальник полярной станции Сергей и молодой стажер Павел — одни на острове Аарчум, Чукотка: 6 часов по воде до большой земли. Паша ленится, подтасовывает цифры и всячески испытывает терпение Сергея. А когда вахта обоих героев подходит к концу, Павел получает страшное известие, о котором нужно сообщить, но язык не поворачивается. Картина получила три «Серебряных медведя» на Берлинском кинофестивале. Зарубежные издания отмечали, что этот фильм рассказывает о слабости человека.