Учим детей правильному произношению
Для воспитания у ребенка звуковой культуры речи важно проводить упражнения, особое внимание уделяя, естественно, произношению звуков, которые ребенок не выговаривает. К пяти годам ребенок может правильно произносить все звуки.
С малышом этого возраста уже надо проводить упражнения по звуковому анализу слова, это очень важно для последующего усвоения грамоты.
Приведем пример занятия, цель которого — помочь выработать у ребенка правильное произношение звука Ш, развить речевой слух.Для занятия подготавливаются игрушки (или картинки, или муляжи): вишня, яблоко, груша, мандарин, лошадь, корова. Предметы подбираются так, чтобы при парном их предъявлении в названии одного предмета был звук Ш, а в названии другого — не было. Подготавливается также набор картинок, в названиях которых имеется звук Ш.
— Послушай стихотворение и скажи, какой звук чаще всего здесь повторяется.
Взрослый читает стихотворение, выделяя в словах голосом звук Ш (произносит звук Ш протяжнее, громче):
Мышонку шепчет мышь:
«Ты все шуршишь, шуршишь!»
Мышонок шепчет мыши:
«Шуршать я буду тише».
— Так какой же звук чаще всего повторяется?
— Звук Ш.
— Смотри: для того чтобы хорошо произнести звук Ш, кончик языка надо поднять кверху, а губы слегка вытянуть вперед. (Показывает, в каком положении находятся язык и губы.) А теперь ты сделай так: подними язык кверху, вытяни губы вперед и произнеси звук Ш.
Ребенок произносит звук, взрослый следит за тем, чтобы он правильно выдвигал губы вперед.
— А теперь подними руку тыльной стороной ко рту и произнеси звук Ш. (Показывает.) Если ты правильно произнесешь звук Ш, то почувствуешь теплый воздух. А теперь скажи, как шипит змея.
— Змея шипит: ш-ш-ш.
— А теперь послушай, как шумят листья на деревьях, когда дует ветер. (Произносит протяжно звук Ш.) А теперь ты скажи, как шумят листья.
Затем ребенку показывают картинки и предлагают назвать изображенные на них предметы. Рисунки, в названиях которых есть звук Ш, откладываются отдельно.
Взрослый показывает игрушки, муляжи, картинки парами (вишня — слива, груша — яблоко, лошадь — корова) и предлагает ребенку назвать те предметы, в названии которых имеется звук Ш (вишня, груша, лошадь).
Потом взрослый предлагает придумать слова, в которых есть звук Ш.
Ребенок называет слова. Слова, произнесенные ошибочно, взрослый разбирает вместе с ребенком ( «Разве в этом слове есть звук Ш»?).
Взрослый произносит потешки, чистоговорки, скороговорки и предлагает ребенку повторить их.
Тише, мыши!
Кот на крыше,
А котята еще выше.
Не найду я ушки
У нашей лягушки.
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Маслина головушка,
Шелкова бородушка!
Что ты рано встаешь.
Голосисто поешь,
Маше спать не даешь!
Можно предложить и загадки, например, о лягушке:
Скачет зверушка,
Не рот, а ловушка,
Попадут в ловушку
И комар, и мушка.
Работа над звуковой культурой речи ребенка не ограничивается только работой над звукопроизношением. Важны ведь и такие элементы звуковой культуры, как дикция, темп, умение регулировать силу голоса, интонационная выразительность речи.
Для развития интонационной выразительности речи проводите с ребенком игры с пением и стихами ( «Гуси-гуси» — народная игра, где ребенок упражняется в диалогической речи, «Теремок», «Кот и мыши»).