В любом магазине продается чай под громадным количеством брендов; в особо крупных супермаркетах их число приближается к трем десяткам. Немногие знают, однако, что одна компания-производитель может выпускать чай не под одним брендом, а, скажем, под тремя или даже пятью. Более того, якобы английский бренд чая может оказаться вовсе не английским, а российским (или в лучшем случае цейлонским). В этой статье я расскажу о российском рынке чая, об основных игроках и многих брендах.
Мультибрендовая стратегия
Все более или менее крупные производители продуктов питания (а также парфюмерии, косметики и бытовой химии) используют так называемую мультбрендовую стратегию. Ее основная цель — заполучить как можно больше потребителей, причем из самых разных социальных слоев. Создается, скажем, три бренда чая: самый дешевый (например, «Беседа»), более дорогой (допустим, Brooke Bond), и еще более дорогой (скажем, Lipton). Каждый бренд раскручивается в соответствии со своим сегментом, для каждого придумываются акции, слоганы, реклама. Обычно также для каждого бренда создается интернет-сайт.
Мультибрендовая стратегия, как вы уже поняли, позволяет «завоевать» потребителей как с полупустым, так и с очень тугим кошельком. Но у нее есть и другие плюсы. Так, например, пачки чая компании в магазине будут занимать не треть полки, а всю ее целиком. Вероятность, что кто-нибудь купить хоть какой-нибудь из этих чаев, повышается.
Более того, иногда потребителю может не нравится дизайн коробки, реклама того или иного бренда чая или просто его вкус, аромат или цвет. Тогда он этот продукт покупать не будет, а купит что-нибудь другое. А этим другим вполне может оказаться еще один бренд той же самой компании, которая свои денежки все равно получит. Например, многие с отвращением отзываются о чае «Принцесса Нури», а покупают чай Greenfield, не ведая, что оба этих бренда принадлежат одной и той же компании — «Орими-трейд».
Бренды-оборотни
Прежде всего назову российские бренды, которые выдаются за английские: Curtis, Greenfield, Grace!, Tess. А вот Maitre de The выдается за французский бренд. Интересен также цейлонский бренд Riston, выдающий себя за «английский чай премиум-класса» и продающийся главным образом в России, в куда меньшей степени — в Восточной Европе. Бренд Ahmad тоже весьма загадочен, явно ориентирован на Россию.
Страны происхождения чая
Большая часть чая прибывает к нам из Шри-Ланки — это примерно треть всего объёма продаж. На втором месте — Индия (около 25%), на третьем — Китай (оттуда везут в основном зеленый чай; 9,5%) и Кения (также около 9,5%). Затем идут Вьетнам, Индонезия и другие страны.