«Дети сейчас совершенно не умеют играть. Только на телефоне или на компьютере! Их не вытащишь на улицу!»
Слышали такое? Я все время слышу. То от родителей, то от очередных гуру психологии. Но в реальной жизни вижу обратное. Или я в другой реальности живу?
Вот некоторые мои наблюдения.
Детский городок в парке. Ребятня стекается сюда со всей округи. Возраст — от нуля до старшей школы. И все играют. Они не просто катаются с горок и на качелях. Дети быстро знакомятся, находят общий язык и принимаются за игру.
Во что играют? Да во что угодно. В рыцарей, принцесс и драконов, в динозавров и охотников на них, в полицейских и преступников. Зимой строят крепости, копают тоннели, лепят снеговиков, швыряются снежками. В теплый сезон тоже что-нибудь строят — например, замок из палок. Фантазия работает как надо.
Школа. Не знаю, как ваши дети, а мой внук-первоклашка ходит в школу не учиться, а играть. Учеба воспринимается как само собой разумеющееся, зато общение — это наше все.
Благо школа построена так, что для учеников началки есть просторные рекреации, в которых они изолированы от более старших классов. Там дети с упоением играют, причем не только в банальные догонялки и «суефа», но и в свои собственные, выдуманные игры. Например, в «наоборот».
Это когда один другого спрашивает: «Не ты не сегодня не пойдешь не в парк?» А тот отвечает: «Не пойду, если не мама не разрешит». Сами придумали еще в сентябре, и вот уже март, а им все не надоело.
Шахматная школа. После полуторачасового занятия эти серьезные люди — шахматисты второго года обучения — с диким визгом скатываются по лестнице, выбегают на улицу и плюхаются в сугроб.
Там, естественно, начинается щенячья возня. Ну не может же мальчишка после четырех- пяти уроков в школе и шахмат сразу топать домой и садиться за домашку!
Я не знаю, где люди находят детей, не умеющих играть. Я не знаю, что нужно сделать с ребенком, чтобы он вообще не захотел и не стал играть. Разве что дать в руки гаджет и не выпускать на улицу (впрочем, некоторые родители, видимо, так и делают). Во всех остальных случаях дети играть будут, и с удовольствием.
Вот трое пятиклассников, топающих из школы. Побросали рюкзаки и начали лазать по детской горке, возиться в снежной крепости, барахтаться в снегу. У каждого в кармане смартфон, но они и не вспомнили про них, пока один мальчик не вынул свой гаджет, чтобы снять всю компашку на видео. Потом снова убрал и возня продолжилась. Оказывается, играть в снегу интереснее.
Все ребячье существо стремится к игре, и условия-то для этого нужны минимальные. Просто родители не всегда их предоставляют, а потом сетуют, что дети не играют. Что нужно? Свободное время, пространство, отсутствие гаджетов и невмешательство взрослых.
С каждым из этих пунктов проблемы. Времени нет, потому что школа, кружки, торговые центры и домашние дела. Пространства нет, потому что дети не ходят гулять. Про гаджеты промолчу. А присматривать за детьми, организовывать их досуг, всячески ограничивать — это вообще святое.
Так, может быть, освободить детей на некоторое время и отвести их к друзьям? И тогда, взглянув со стороны, вы увидите, КАК они играют.